Вопрос – Ответ

Ответы на часто задаваемые вопросы.

Какой ребенок готов к школе?
Лучше включается в школьную жизнь готовый к школе ребенок. Готовность к обучению в школе способствует более успешной адаптации первоклассника к новой ситуации школьного обучения, сохранению физического и психического здоровья. Впервые приходя в школу, ребенок не просто переступает ее порог, а переходит на новую общественно значимую социальную ступеньку – становится школьником. Соответствие этой социальной роли требует от ребенка умения ориентироваться на систему правил и умения управлять собственным поведением. Появление в сознании ребенка стремления быть школьником является показателем того, что он готов принять позицию школьника. Центральным элементом принятия роли ученика является выраженная учебная мотивация и ее преобладание над игровой. Многие исследователи проблемы солидарны в том, что это – один из самых важных показателей готовности к школе. Наличие такой готовности обнаруживается в том, что ребенок теряет интерес к дошкольным видам деятельности и образу жизни и активно проявляет интерес к новой социальной роли школьника, к школьно-учебной деятельности как наиболее значимой, к новому школьному типу взаимоотношений с учителем (требования которого обязательны) и с одноклассниками как партнерами по учебе. Если ребенок не готов взять на себя роль ученика, то у него неизбежно появятся проблемы в освоении учебной деятельности, в подчинении правилам школьной жизни, в управлении своим поведением и умственной деятельностью. По исследованиям, от 10% до 33% первоклассников испытывают трудности в установлении контактов с окружающими (учителями и учащимися), что негативно сказывается на процессе адаптации к новому школьному окружению и, уже вторично, на освоении учебной деятельности. В жизни первоклассника все большее место начинает занимать новый вид деятельности - учебная – которая активно вытесняет игру на второй план. Готовность к учебной деятельности предполагает определенный уровень развития у ребенка психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи), способность принять учебную задачу, следовать указаниям учителя, а также познавательную направленность интересов и некоторые специальные умения, помогающие осваивать специфические виды учения (знание букв, умение читать, владение различными способами штриховки, счет и решение простых арифметических задач и др.). Важно также оценить готовность ребенка к школьным нагрузкам и новому режиму дня. Она определяется по состоянию здоровья ребенка, уровню его работоспособности и утомляемости, уровню развития движений и двигательных качеств, а также функциональной зрелостью органов и систем детского организма. Существует термин "школьная зрелость", который подчеркивает значимость именно данного аспекта готовности к школе. Незрелые дети испытывают наибольшие трудности в обучении и вызывают особую тревогу, так как даже в случае нормальной успеваемости их положительные результаты в учебе достигаются за счет чрезмерного напряжения сил, что неблагоприятно сказывается на здоровье. Физиологическая незрелость не является причиной отказа от обучения, однако надо понимать, что школьно незрелому ребенку обучение в школе будет даваться с большими усилиями, а чрезмерные нагрузки могут привести к болезни. Поэтому лучше не торопиться со школой, а год еще подождать. Таким образом, понятие "готовность к школе" сложное, многогранное, комплексное. Готовность к школьному обучению – это необходимый и достаточный уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка. Готовность к школе - результат всего предыдущего периода развития ребенка.
В какую школу идти?
Выбор школы, в которую "первый раз в первый класс" пойдет ребенок, дело очень ответственное. От того, насколько удачным он окажется, во многом зависит успех и первого, и последующих лет школьного обучения. В условиях вариативной образовательной системы родителям предоставлено право выбора школы. Существуют разные типы школ: Средняя общеобразовательная школа. В ней обучают детей по программам, утвержденным Министерством образования. Количество предметов также определяется образовательным стандартом. В такой школе могут быть классы с углубленным изучением ряда предметов (гуманитарного, естественнонаучного направления). Гимназия. Образовательное учреждение гуманитарного уклона, в котором большое внимание уделяется дисциплинам гуманитарного направления (литература, история, право, иностранные языки). Лицей. Образовательное учреждение с преобладанием в нем естественнонаучных и технических дисциплин. Школа с углубленным изучением предмета (предметов). В этом образовательном учреждении преподавание направлено на узкую специализацию по отдельному предмету (предметам). Нередко такие школы сотрудничают с каким-либо высшим учебным заведением. Тогда под руководством преподавателей ВУЗа более глубоко изучаются профилирующие в институте дисциплины. Обучение в последних трех типах школ требует достаточно высокого уровня готовности ребенка к школе, раннего проявления способностей, склонностей, интересов и хорошего здоровья, поскольку в этих типах школ предполагается больше часов обучения в неделю. Поэтому если ребенок часто болеет, мал по возрасту или еще не вполне готов к школе, еще раз взвесьте все "за" и "против" при выборе школы со сложной образовательной программой. В большинстве современных школ организация учебной деятельности строится не только на основе сотрудничества, но также соперничества и оценки, а успешность учебного процесса оценивается по результату. Основное положение обучения – одновременное изучение всеми детьми в классе одинакового для всех учебного материала в строго установленные сроки. Ученики взаимодействуют с учителем не индивидуально, а вместе, как группа. Количество учеников обычно колеблется от 25 до 30 человек. Это обстоятельство надо учитывать, если ребенок не посещал детского сада до школы, а рос дома с бабушкой. Ему придется не только осваивать школьную программу, а и учиться взаимодействовать со сверстниками. Если он привык получать индивидуальное внимание со стороны взрослых, то такая перемена неизбежно вызовет стресс, особенно если освоение учебной программы будет вызывать некоторые трудности. Сегодня уже существуют школы, которые строят свои организационные принципы на иных основах. Преимущественно это частные школы. Учебный процесс отличается большей гибкостью, обучение строится на индивидуальной основе или ориентировано на небольшие группы учащихся (7-10 человек) в таких школах каждый ребенок учится в том темпе, который для него оптимален. Если родителей больше интересует эмоционально-личностное развитие ребенка и есть материальные возможности, то для обучения ослабленных детей, детей без опыта общения со сверстниками, маленьких по возрасту выбор такой школы предпочтителен. Желательно, чтобы школа находилась недалеко от места проживания ребенка, и дорога от дома до школы не занимала много времени (не более 15-20 минут), имела безопасные пути подхода к зданию. Решающее воздействие на ребенка в большей степени все же зависит не от самой школы, а от учителя ребенка. Целесообразно познакомится с педагогами школы, узнать их квалификацию, образование, стаж работы. Выбирайте учителя, который подходит Вашему ребенку. Задайтесь вопросом: "Принесет ли ребенку пользу встреча с этим учителем?" И если ответ будет утвердительным, принимайте решение.
Как выбрать школу ?
1. при выборе школы и образовательной программы объективно оцените способности своего ребенка, состояние его физического здоровья, мечты и желания. Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для ребенка; 2. узнайте про подходящие школы как можно больше из справочной литературы, интернет-ресурсов, от знакомых и родителей, чьи дети уже учились в этой школе, посетите школу сами, чтобы иметь собственное впечатление о ней; 3. при посещении школы обратите внимание на ее внешний вид, благоустроенность территории, наличие спортивных площадок, внутреннее оформление, информацию для родителей и учеников, посмотрите классы, столовую, коридоры, кабинеты музыки, рисования, библиотеку, спортивный зал, туалеты (эти места зачастую могут дать гораздо более полную и объективную информацию и); 4. находясь в школе, обратите внимание на младших школьников, их настроение, поведение, общение с детьми и взрослыми; 5. побеседуйте с завучем, директором, учителем о программе школы, правилах и условиях обучения детей, факультативах и кружках, перспективах обучения в средней школе, связях школы с другими учреждениями, ознакомьтесь с уставом школы, обратив особое внимание на раздел "права и обязанности участников образовательного процесса". Если это частная школа, поинтересуйтесь лицензией на право ведения образовательной деятельности, ее сроке действия; 6. обязательно лично поговорите с потенциальным будущим учителем, уточните его требования к будущим первоклассникам. Не бойтесь показаться излишне настойчивым, не стесняйтесь спрашивать обо всем, что вас интересует. Чем больше информации вы соберете, тем больше шансов принять правильное решение, о котором потом не придется сожалеть. 7. помните, что школа, в которой было бы все: и опытные педагоги, и современная учебная программа, и небольшие по численности классы, и компьютеры, и спортзалы, и чтобы рядом с домом, да еще все бесплатно, - вряд ли существует, поэтому, скорее всего, придется принять компромиссное решение.
Как отучить ребенка грызть ногти?
Привычка грызть ногти очень распространена, причем не только среди детей, но и среди взрослых. Принято считать, что причина возникновения данной дурной привычки — стресс. Часто дети грызут ногти, теребят волосы, дергают себя за ресницы или кусают губы, пытаясь снять нервное напряжение. Определите первоначальную причину возникновения стресса и попытайтесь ее устранить. Чаще обнимайте и ласкайте своего ребенка. Прогулки, посещение бассейна, правильное питание тоже важны. Если ребенок забылся и снова грызет ногти — не ругайте его! Спокойным и ласковым голосом переключите его внимание (положите руку на ладонь, похлопайте по плечу, предложите посмотреть в окно и т. п.). Если это не помогает, можно приобрести в аптеках специальный лак, который выпускают для тех, кто грызет ногти.
Перейти к верхней панели